Warcraft 3 и любительские патчи

Battle.net умер довольно давно, и никакая дота ему не смогла помочь. В конце концов, это была заброшенная площадка — Warden (антихак батлнета) обошли давно и легко, следить за соблюдением правил некому, да и статистики никакой не было, кроме игр на постройку (ни малейшей идеи, как перевести ladder games иначе). Все мигрировали на какие-либо площадки, и сейчас бнет едва живой. Это стало одной из причин, по которой близзард забили на любые эксперименты с варкрафтом.

Под катом — моё отношение к фанатским патчам и развитию варкрафта 3 в целом.


Модмейкинг

Коммунити  WC3 — одно из самых продвинутых в техническом плане. Здесь трудилось много профессиональных программистов, от которых и появились творения на века. Это и продвинутый редактор карт, и оптимизаторы, и деобфускарторы, и инструменты редактирования моделей и графики, и многое другое. Варкрафт буквально разобрали по кирпичикам, сняв всевозможные лимиты и показав десятки вариантов оптимизаций.

Неудивительно, что долгое молчание близзов спровоцировало буйный рост самописных дополнений к  варкрафту. Какие-то из них полезные, какие-то не очень, но объединяет их одно — они нишевые. И я объясню, почему.

Лимит размера карт

Когда-то давно, в дремучих 2000-х, никто и не заикался, что 4 Мб мало для сетевой карты. Для модемных пользователей это значило 5-10 минут загрузки, да и картостроение тогда только зарождалось — не было огромных библиотек готовых моделей и картинок, которые можно было бы запихнуть в одну карту.

Но феномен доты быстро захватил коммунити, и карту начали «прокачивать». В 4мб уперлись крайне быстро, хотя и старались экономить на чем могли. По некоторым слухам, именно с подачи тысяч дота-игроков близзард занялись 1.24 — патчем, где размер карты был увеличен вдвое.

Дота быстро заполнила новые 4 мб, отдав бонусный мегабайт под загрузочный экран, и еще 2 — под кучу обновленных иконок и моделей. От дополнительного пространства качество едва ли улучшилось, но это лучше, чем ничего. Тем не менее, места всё равно было крайне мало, и много предложений на официальном форуме было «зарезано» фразой MSImap size increase.

С тех пор много воды утекло. Близзы выпустили сломанный патч 1.25, потом откатили его при помощи патча 1.26, и бросили это дело. Ну в самом деле — играли где угодно, но только не на Бнете, где всё так же не было нормального антихака, нормальных правил, модераторов и статистики. А раз нет никакой возможности монетизировать игру, зачем её содержать?

Быстро появились патчи (git), снимающие лимит. Методика крайне проста —  варкрафт использует для оценки размера обычный вызов стандатной процедуры. Патч подменял эту процедуру на свою, тем самым разрешая создание любых карт в онлайн-играх. Проблема в том, что оценка размера карты проводится и на клиенте. Т.е. никто не сможет зайти в игру без такого же или подобного ему патча. И здесь мы видим первую проблему фанатских дополнений — слабая распространенность.

Если патчи  варкрафта хоть как-то были централизованы и распространялись официально, то подобные фанатские патчи — прямое нарушение лицензии. Но это всё же одна из проблем. А на самом деле огромную роль играет пассивность самих пользователей, которые не хотят ни о чем думать.

Я уже писал в смежной теме, что аудитория  варкрафта составлена из нескольких основных групп пользователей. Клубы — немалая их доля. И уж поверьте, если 90% клубов до сих пор сидят на 1.24, не утруждаясь патчем 1.26, то и ставить сторонние расширения они вовсе не будут. Добавить сюда пользователей, которые просто ленивые задницы — таких тоже наберется немало. И, наконец, присыпать просто компьютерно неграмотными игроками. В итоге — никто не заинтересован в безлимитных онлайн-картах. Разработчики — потому что это отказ от массы аудитории, аудитория — потому что онлайн в подобной карте будет намного меньше, игры набираться дольше, а время — золото.

Технические расширения движка

Есть патч Sharpcraft (git). В нём добавлен ряд функций, о которых разработчики карт могут только мечтать — это и беседы с интернет-адресами, и замер реального времени, и многое, многое другое. Но он — творение настоящих гиков. Установщика нет. Даже мне, опытному пользователю, пришлось курить мануалы и не по 5 минут. Уже это отсекает 99% людей, которые дошли хотя бы до скачки. Возможно, сейчас ситуация стала лучше — не проверял.

Да, новые возможности прекрасны. Но насколько? Ведь вся суть любых новых команд — это улучшение качества игры для конечного пользователя. Бладсикер и сейчас может бегать со скоростью выше 522, пусть и с некоторыми проблемами. Многое ли поменяется, если он будет бегать идеально чисто, благодаря снятию лимита внутри самого  варкрафта? Немногое. Но при этом потребуется, чтобы все 10 игроков имели этот патч.

Здесь нужен и толковый мапмейкер, который сумеет выжать из предоставленного функционала максимум, и готовая аудитория, способная поставить себе отдельный патч и начать играть. Ни того, ни того найти невозможно. Поэтому, как ни прискорбно, Sharpcraft так и останется уделом гиков, тестирующих скорость исполнения тех или иных команд.

А куда развиваться варкрафту?

Скорее всего, даже выход патча 1.27 не вызовет волну обновлений. Только если лягушка переведет на него доту, да и то не факт — клубы просто останутся на прежней версии.

Близзарды не видят в  вакрафте потенциала, и они правы. Продукт не на подписке, с точки зрения бизнеса выгоды нет никакой. Соревноваться с МОБАми не нужно — есть HOTS, да и WOW + Heartstone успешно потребляются игроками. Варкрафт 3 — просто пережиток прошлого, и возвращаться к нему близзы не планируют. Такие проекты есть у всех. У вольво — HL3, у близов — WC4 (3 1.27?).

Нет сильных лидеров, способных сплотить людей за каким-то патчем. Коммунити слишком раздроблено и не поддается на уговоры. Никакой патч не выдержит конкуренции в глазах модмейкера. Либо ты делаешь проект для 10 людей с патчем и пытаешься, как можешь, распространять его среди остальных, теряя своё время. Либо ты просто делаешь «как все» и забираешь на порядки большую аудиторию, пусть и не предлагая супер-пупер фич. Практика показывает, что первый вариант работает только в случае, когда ты получаешь с этого доход и ты действительно реализуешь что-то на уровне «вау». Во всех остальных случаях — только второй способ.

11 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.